БАНГКОК, ТАИЛАНД – Если вы планируете лететь рейсами Thai Airways или AirAsia, возможно, вам стоит пересмотреть свою стратегию подзарядки гаджетов в полете. Вслед за недавним инцидентом на борту Batik Air – и в русле общемировой тенденции – обе авиакомпании ввели жесткие ограничения на использование внешних аккумуляторов, тех самых портативных зарядных устройств, без которых мы уже не представляем свою жизнь. Виновник? То, что делает их полезными: литий-ионные батареи.
Поводом послужил пожар, вызванный, предположительно, внешним аккумулятором на рейсе Batik Air из Джохор-Бару в Бангкок. К счастью, никто серьезно не пострадал, но инцидент стал суровым напоминанием о потенциальной опасности этих устройств в замкнутом пространстве салона самолета.
Thai Airways: Полный запрет на использование в полете
С 15 марта 2025 года Thai Airways, национальный перевозчик Таиланда, пошел на самые радикальные меры: полный запрет на использование или зарядку внешних аккумуляторов в любое время во время полета. Вы по-прежнему можете провозить их, но только в ручной клади, и они должны соответствовать определенным ограничениям по емкости, установленным Управлением гражданской авиации Таиланда (CAAT). Можно сказать, политика «смотреть можно, трогать нельзя».
AirAsia: Зарядка под запретом
AirAsia придерживается аналогичного, хотя и чуть менее жесткого подхода. Полного запрета на внешние аккумуляторы нет, но заряжать устройства с их помощью во время полета запрещено. Опять же, эти устройства должны находиться в ручной клади, иметь четкую маркировку, быть в исправном состоянии и соответствовать требованиям CAAT.
Правила: Ватт-часы, миллиампер-часы и как избежать конфискации
А вот тут начинаются технические детали. CAAT установил ограничения на емкость внешних аккумуляторов, измеряемую как в ватт-часах (Втч), так и в миллиампер-часах (мАч):
Ватт-часы (Втч) | Миллиампер-часы (мАч) | Максимальное количество на пассажира |
---|---|---|
До 100 | До 20 000 | 20 |
100 — 160 | 20 000 — 32 000 | 2 |
Свыше 160 | Свыше 32 000 | Запрещено |
Запутались? Не беда, есть формула. Чтобы рассчитать Втч, используйте следующее: Втч = (мАч × Напряжение) ÷ 1000. Итак, внешний аккумулятор емкостью 20 000 мАч с напряжением 3,7 В имеет мощность 74 Втч – в пределах нормы. Большинство стандартных пауэрбанков укладываются в лимит 100 Втч, но проверить перед полетом – обязательно.
Эти правила не взяты с потолка; они соответствуют международным стандартам, установленным Международной организацией гражданской авиации (ICAO) и IATA. И, что крайне важно, внешние аккумуляторы никогда нельзя сдавать в багаж – риск пожара в грузовом отсеке слишком велик.
Почему такие строгости? Все дело в «тепловом разгоне»
Основная причина этих ограничений – явление, называемое «тепловым разгоном». Литий-ионные батареи, хотя и считаются в целом безопасными, могут быть нестабильными. Повреждение, некачественное производство или даже просто неправильное обращение могут привести к их перегреву. Это может вызвать цепную реакцию, приводящую к быстрому, неконтролируемому повышению температуры – и, потенциально, к пожару.
В замкнутом пространстве самолета возгорание батареи – серьезная угроза. Дело не только в самом огне, но и в токсичных испарениях и возможности возникновения паники. И поскольку наша зависимость от этих батарей – в телефонах, планшетах, ноутбуках, даже электромобилях – постоянно растет, риск, пусть и небольшой, воспринимается все более серьезно.
Глобальный тренд: не только Таиланд
Thai Airways и AirAsia – не исключение. Авиакомпании по всему миру ужесточают правила провоза внешних аккумуляторов. Air Busan в Южной Корее запретила хранить их в верхних багажных полках после инцидента с возгоранием. EVA Air на Тайване запретила использование и зарядку в полете с марта 2025 года. Starlux Taiwan, относительно новая авиакомпания, ввела запрет с самого начала своей деятельности. Tigerair Taiwan, China Airlines и UNI Air предъявляют строгие требования.
Даже в США Delta и American Airlines имеют ограничения, лимитируя количество и емкость внешних аккумуляторов, разрешенных к провозу в ручной клади. Это не локальная причуда; это глобальная проблема авиационной безопасности.
Оставаться на связи, соблюдая безопасность: Практические советы для путешественников
Итак, как же ориентироваться в этом новом мире ограничений на внешние аккумуляторы? Вот ваш гид по выживанию:
- Проверяйте перед полетом: Правила авиакомпаний могут отличаться. Не полагайтесь на авось; изучите конкретные требования вашего перевозчика перед тем, как собирать чемодан.
- Заряжайтесь перед вылетом: Зарядите свои устройства в аэропорту перед посадкой.
- Только ручная кладь: Внешние аккумуляторы должны находиться в вашей ручной клади. Ни в коем случае не в багаже.
- Знайте свои лимиты: Проверьте емкость вашего внешнего аккумулятора (в Втч) и убедитесь, что она соответствует требованиям.
- Осмотрите свой Power Bank: Ищите любые признаки повреждения – вмятины, вздутие, подтеки. Если он выглядит подозрительно, оставьте его дома.
- Защитите свой аккумулятор: Держите его отдельно от металлических предметов (ключей, монет), чтобы предотвратить короткое замыкание. Защитный чехол – хорошая идея.
Итог: Безопасность Превыше Всего
Эти новые ограничения могут показаться неудобными, но в конечном итоге они направлены на обеспечение безопасности. Небольшое неудобство – малая цена за предотвращение потенциально опасной ситуации на высоте 10 000 метров. Авиационная отрасль адаптируется к реалиям нашего все более зависимого от батарей мира, и эти правила – часть этой эволюции. Возможно, это даже подтолкнет к инновациям – появятся новые варианты зарядки в салоне самолета или еще более безопасные технологии аккумуляторов. А пока, немного предусмотрительности и осторожности – залог спокойного и безопасного путешествия.